Регистрация
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.julia-kostarnova.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 3

В данном разделе я делюсь опытом работы с воспитаниками, публикуя статьи


Карта мира для дошкольников

кратко о разделе в программе

Родители часто задаются вопросом, нужно ли учить маленького ребёнка географии, стоит ли «забивать» ему голову сложными названиями или оставить это на откуп школьным учителям. Конечно, рассказывать малышу про климатические пояса, рельеф местности и азимуты не нужно. А вот дать первоначальные географические сведения в форме увлекательных игр желательно. Этой теме посвящен целый блок в программе.

 

Сколько карт нужно?

Нарисовать самостоятельно карту мира под силу далеко не каждому родителю, не то что ребенку, да это и не нужно. Ее можно купить в любом книжном магазине. Но нужно покупать не политическую карту, а физическую. И чем ярче она будет, тем лучше.

Я работаю сразу с несколькими видами карт:

  1. Карта частей света, на которой можно познакомиться с материками. Странами на них расположенными, и достопримечательностями или особенностями этих стран.
  2. Глобус. Он круглый и детям более понятно где какая часть света находится.
  3. Атлас  мира  в пазлах.
  4. Раздаточный материал: Контурные карты: материков, нашей страны, нашей области, нашего города (района); достопримечательности, животные.

 

Начинаем знакомство

1. Сначала провожу беседу с детьми выясняя насколько они знают что такое карты, для чего они нужны,  знакомлю их с древними картами. Предлагаю нарисовать карту,  так, как они ее представляют, спрашиваю, что  будет изображено на этой карте.

Дети всегда с большим удовольствием занимаются созданием своей карты.  Их карты имеют форму листа, который им раздается.

Каждый ребенок выходит и рассказывает о том, что он изобразил на своей карте

2.  Следующее занятие посвящено материкам, рассказываю о частях света, о материках, где на карте изображен север, юг, запад, восток. Показывая все на карте. Рассказ о материках может быть, например в стихах:

 

Помочь вам могут географические стихи:

 

Делим мир на шесть кусков:

В мире шесть материков.

Раз — Австралия у нас.

Кенгуру там встретит вас.

 

Вот Америка, смотри.

Юг и север. Два и три.

Северная, Южная,

В мире очень нужная.

 

А четыре — Антарктида.

Ветрам, холоду открыта.

Там кругом лишь снег да льдины,

А на льдинах спят пингвины.

 

Дальше вспоминаем — Пять.

Надо Африку назвать.

В Африке растут бананы,

А живут там обезьяны.

 

И последней назовём:

Шесть — Евразию, наш дом.

Больше всех она, друзья,

Счастлив, что живу тут я.

 

3. Расскажите ребёнку про океаны, которыми омываются материки, моря, реки. Поясните, что водные объекты изображаются синим или голубым цветом. Малышу понравится рассказ про «цветные» моря — Белое, Красное, Жёлтое, Чёрное. Покажите их на карте мира. Предлагаю игру «Раскрась моря в  цвет, которым они названы»  Остальные реки, моря, озера и океаны раскрашиваем в синий свет. (работа с контурными картами)

Далее следует сказать, что горы рисуют коричневым цветом, равнины и леса — зелёным, пустыни — жёлтым.  На примере карты дети раскрашивают сушу нужным цветом. (работа с контурными картами)

4. Путешествуем по материкам ( из 12 занятий)

Карта мира для детей

Предложите малышу долгосрочную интересную игру — вы будете по очереди «путешествовать» по каждому из материков.

# Начинаем путешествие с материка Евразия. Рассказываю, какие страны, какие столицы в этих странах, какие у каждой страны флаги, чем они знамениты. Закрепление материала (собираем пазлы)

Более подробно рассматривает нашу страну. (работа с контурными картами- дети раскрашивают основными цветами горы, равнины, моря) выделяя особым цветом границы нашей области. Отмечая  город Братска на карте.

Детям раздается схема района, в котором они живут (ж.р. Энергетик) с улицами. Совместно с родителями они рисуют схему проезда от дома до Дворца.

Подобным образом рассматриваются другие материки. Дети на контурных картах отмечают одну или несколько достопримечательностей, находящихся на изучаемом материке( наклеивают на карту, раздаточный материал)- контур материка, изображение достопримечательностей.

 

 

Игры с географической картой

Помимо знакомства с материками, при помощи карты мира можно поиграть в очень интересные игры.

 

Географические классики

Расстелите (приклейте) на полу большую заламинированную карту мира (форматами А4) или расчертите её фломастером на квадраты (с гладкой поверхности следы фломастера будет легко удалить).

Пусть малыш перепрыгивает с квадрата на квадрат, а вы будете называть, на какие географические объекты он наступает.

В конце игры ребенок может «прогуляться» по экватору.

 

Географический твистер

Подобно обычному твистеру, только вместо кругов на игровом поле и на поле со стрелкой расположены географические обьекты. Дети приглашаются для игры.  Ракручивается стрелка и задание правую руку или левую ногу поставить на какой либо объект (страну, часть света, океан)

 

«Бродилки» по карте мира

На основе карты мира вы можете сделать уникальную игру-«бродилку». Нанесите маркером маршрут движения (кстати, он может совпадать с путём следования Колумба, Магеллана или других путешественников, или придумайте свое путешествие), нарисуйте точки остановок.

Продумайте систему ходов — например, если остановка попадает на вулкан, то нужно пропустить 2 хода, если на речку, то перейти на 3 шага вперёд и т.п.

Берите кубик, расставляйте фишки и путешествуйте всей семьёй.

 

Найди и покажи

Эта игра для старших дошкольников, которые уже неплохо ориентируются в карте мира.

Дайте малышу указку и называйте различные географические названия — например, Индия, Париж, Енисей, Австралия и т.д. можно задания давать в виде загадок, кто отгадает- тот выходит и показывает.

 

Угадай, что это

На карте изображены изучаемые достопримечательности или животные

Начните описывать тот или иной географический объект, ребёнок должен догадаться, о чём или о ком идёт речь.

# Зверь в Австралии живёт:
Листья ест, траву жуёт,
Прыгает на задних лапах,
А передние – поджаты,
Своих деток носят мамы,
Специальные карманы 
Есть у них. Тот зверь не злой.
Догадайся, кто такой.
(Кенгуру)

Или

Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ...
(Австралии.)

 

Изучая в игровой форме географию, малыш:

  • Повышает свой интеллектуальный уровень.
  • Знакомится с культурой, бытом, обычаями разных стран.
  • Пополняет словарный запас, совершенствует разговорную речь.
  • Развивает фантазию, воображение, логическое мышление.

И кто знает — может, этот ребенок, получив свои первые географические познания, на разложенной на полу карте, будет любить путешествовать и станет известным путешественником и первооткрывателем.

Искать в «Публикации»
Загрузка...

Записи не найдены